Восстановление речи после инсульта

Информация

Причины

— Основная — гипертоническая болезнь, высокое давление, атеросклеротические бляшки (атеросклероз), заболевания сердца и эмоциональное и физическое перенапряжение. Мир так ускорился, что время сузилось, и мы ведем такой активный образ жизни, что мы не успеваем, не успеваем. Мы хотим работать с утра, мы хотим еще успеть днем.

И вот директора заводов, главные инженеры предприятий и так далее, у которых интенсивная мощная интеллектуальная работа, — приходят, например, в пятницу или в субботу в баню. Выехали за город, решили не только попариться и выпить чайку, что логично, хорошо бы еще холодного пивка пропустить. Извините, я говорю, как это бывает в жизни.

И что происходит? С одной стороны, сосуды расширяются, с другой стороны, сосуды сужаются. Самое главное, что это происходит вечером. Человек попарился, у него легкое головокружение, покалывание в пальцах. Но в общем, ничего, подожди, я сейчас лягу, полежу, у меня все пройдет. Он не просто ложиться, он ложится спать на ночь, засыпает.

— Черепно-мозговые травмы, опухоль головного мозга и нарушение мозгового кровообращения. И, собственно, мы с этого начали, —  инсульт.

Выделяют несколько форм афазии. Динамическая афазия — поражения речи: невозможность построения внутреннего программирования. Семантическая афазия — невозможность понимания сложных логико-грамматических конструкций. Мы их сейчас подробно разберем. Амнестический компонент — нарушение запоминания, трудности с называнием предметов.

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Почему нарушается речевая функция

Если после нарушения церебрального кровообращения пропала речь, необходимо выяснить причину возникновения расстройства. При потере способности к разговорной речи на фоне кровоизлияния в головной мозг или ишемии наблюдается повреждение центра речи в подкорке больших полушарий. Он локализован в левом мозговом полушарии у людей, свободно владеющих правой рукой. У левшей наоборот. В некоторых случаях потеря речи происходит из-за повреждения височной, теменной, лобной доли или мозжечка.

При поражении лобной или теменной области у больного возникает моторная афазия. Пациент не способен строить сложные речевые конструкции. В редких случаях прогрессирует паралич голосовых связок, языка, глотки и губ. Восстанавливается речь медленно. В результате изменяется тембр голоса, слова произносятся с трудом, особенно согласные буквы.

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

«Белый» и «красный» инсульт

Восстановление речи после инсульта

— Сама сосудисто-мозговая катастрофа развивается достаточно быстро. Буквально за несколько секунд. Я ниже перечислю признаки, которые сопровождают инсульт. Их должны знать все. Если возникает хотя бы один из этих признаков, то больного нужно срочно госпитализировать или хотя бы вызвать скорую. Я знаю, что в Москве очень хорошо организована помощь таким больным. Одна из таких мощных организаций — 31-я больница, куда транспортируют больных с инсультом и достаточно быстро блокируют это состояние.

Микроинсультов, на самом деле, больше, но мы будем говорить про два — ишемический инсульт, его называют «белый», и геморрагический, «красный». Когда происходит ишемия, то есть, по сути дела, закупорка кровеносного сосуда, он блокирует работу всего кровеносного дерева, лишая кровоснабжения другие участки коры головного мозга. И происходит, по сути, инфаркт. То есть, гибель клеток.

Виды речевых расстройств

При поражении левой стороны тела шансы человека на восстановление выше. Параличу с правой стороны тела часто сопутствует нарушение речи. Соответственно, прогноз неблагоприятный.

Можно ли восстановить функцию речи, зависит от степени поражения тканей мозга, локализации источника кровоизлияния. Также отмечается прямая взаимосвязь процесса реабилитации со временем начала терапии. Исправлять последствия инсульта – задача широкого круга медицинских специалистов. Логопедические упражнения начинают выполнять через 1-3 недели после начала болезни. До этого назначают медикаментозную терапию.

Способы восстановления речи:

  • Логопедические упражнения, основанные на артикуляционной гимнастике, обучению тактике дыхания. Для активизации работы правого полушария головного мозга специалист использует мелодическую интонацию. Последствия дизартрии купируют с помощью специальной гимнастики для разработки мышц рта и глотки.
  • Медикаментозная терапия.
  • Оперативное вмешательство для восстановления деятельности речевых зон направлено на восстановление циркуляции крови. Это приводит к стабилизации нейронов.
  • Физиотерапия применяется при моторной афазии. Одной из нетрадиционных методик терапии является иглорефлексотерапия.

Нарушение речи после инсульта может происходить из-за снижения тонуса мышечной ткани. Задача логопеда не ограничивается только восстановлением функций речи. Иногда инсульт вызывает спазмы мышечной мускулатуры. Может неметь язык, следственно, человек не понимает, как он расположен в ротовой полости и не может исправить ситуацию.

Цель зарядки или упражнений в стимулировании работы речевых зон. Также логопед может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться. Приблизительный комплекс гимнастических упражнений:

  • С интервалом в 2 секунды поочередно сворачивать губы в форму трубочки и расслаблять.
  • Прикусывать поочередно верхнюю и нижнюю губу.
  • Высовывая язык, удержать его 3 секунды и расслабить мышцы.
  • Облизывать губы по часовой и против часовой стрелки.
  • Высунуть язык и задержав на 3 секунды, свернуть его в виде трубочки и расслабить. Через 3 секунды повторить упражнение.
  • Напряженным кончиком языка дотянуться до неба и расслабиться.

Еще можно надувать и сдувать щеки, отрабатывать симметричную улыбку и др. Урок обучения не должен длиться слишком долго, чтобы не утомить больного. Начинать выполнение логопедических упражнений необходимо с 5-10 раз. Хороших результатов удается добиться с помощью пения. Разминку нужно делать перед логопедическими упражнениями для разогрева мышц.

С целью восстановления речевых функций и предупреждения распространения очага поражения, улучшения трофики нервной ткани врачи назначают больному следующие группы медикаментов:

  • ноотропы для регенерации клеток мозга;
  • нейропротекторы;
  • гипотензивные средства (симптоматически при перепадах артериального давления);
  • препараты для разжижения крови;
  • мочегонные (кроме снижения отека способствуют предупреждению гипертонии).

Возможны дополнительные назначения лекарств в соответствии с общим состоянием человека, перенесшего инсульт. Только в результате сочетания медикаментозного метода и альтернативных способов можно добиться восстановления речевой функции.

Несмотря на все старания специалистов, положительная динамика может отсутствовать долгое время из-за негативного эмоционального настроя пострадавшего. На сроки исправления последствий приступа влияют и другие факторы. Иногда не удается помочь пациенту практически ничем.

Сеансы массажа

Этот способ терапии улучшает тонус мышц, тренирует мимику лица. Массаж помогает бороться с обвисанием щек и уголков рта, дизартрией из-за паралича гортани. Его проводят путем поглаживания бровей, растирания щек, лба и подбородка. Стимулирующий массаж мышц необходим при потере тонуса мускулатуры и проводится движениями от центра к периферии. Делают по 8-10 повторений.

Также еще одним приемом является вибрация для увеличения упругости тканей, улучшения их питания. Не делают такой массаж при эписиндроме. Для расслабления мышц показаны спокойные повороты головы, похлопывание шеи, мускулатуры языка, губ. При параличе лицевой мускулатуры с образованием асимметрии упор делают на коррекцию пораженной стороны. Нельзя проводить сеансы в период острых инфекционных заболеваний, при герпесе на губах, стоматите, конъюнктивите.

Наиболее важными зонами акупунктурного массажа после ишемического или геморрагического ОНМК считаются область предплечья, шеи, стопы, а также надчревная зона. Пример техники процедуры:

  • Начать с места под нижней челюстью, где хорошо прощупывается пульс. Во время процедуры он должен оставаться умеренным.
  • Найти расположение трахеи и надавить на точку слева от нее, сосчитав до 10. Через 5-10 секунд повторить еще два раза. То же самое проделать с правой стороны шеи. Таким образом воздействуют на скопление нервов, участвующих в передаче импульсов в головной мозг.
  • Средними пальцами рук надавить на точки над затылком и под ним по 10 секунд. Повторять три раза, с интервалом 5-10 секунд. Сила воздействия с каждой процедурой должна быть больше.
  • Прорабатывание шейных выемок сзади, слева и справа от позвоночника делают двумя руками одновременно. Движения выполняют снизу вверх, точно так же считаем до 10 во время выполнения, воздействие делают три раза.

Не стоит забывать о стопах, разминая и надавливая на точки на них. Массаж должен делать квалифицированный специалист с медицинским образованием. Самостоятельное лечение на дому допустимо только после улучшения состояния больного и под руководством медработника.

В процессе терапии восстанавливают и обновляют поврежденные в результате инсульта сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми клетками. Лечебные мероприятия проводятся один раз в два месяца. Это также оказывает общее положительное влияние на организм в целом, укрепляет иммунитет человека.

Восстановление речи после ОНМК в домашних условиях может проводиться с помощью средств альтернативной медицины. Помните о предварительной консультации с лечащим врачом, не занимайтесь самолечением.

Рецепты нетрадиционной медицины:

  • Принимать мумие в течение двух недель на ночь по 2 мг. Требуется несколько курсов с перерывами.
  • Хвойные ванны способствуют восстановлению положительного эмоционального настроя. Эфирные масла растения обладают седативным эффектом.
  • Для укрепления тканей головного мозга готовят отвар или настойку из шишек сосны, кедра или елки.

Лечение необходимо начинать с малых доз, постепенно увеличивая их до терапевтических, чтобы проследить за реакцией организма на отдельные растительные компоненты. Полезным будет чай из мяты, шалфея с добавлением лимона. Выпитый на ночь стакан теплого молока успокоит перевозбужденную нервную систему.

Кроме того, в народной медицине рекомендуют принимать отвары из сосны, можжевельника, красной калины, лекарственного шалфея и полевого чабреца. Сборы готовят как однокомпонентные, так и сложные. Можно чередовать напитки на основе зверобоя, подорожника и тысячелистника; земляники, скорлупы грецкого ореха и очанки; шиповника, репешка, календулы аптечной. Разумеется, предварительно проконсультировавшись с врачом.

Различают 3 основных вида патологии при нарушениях речи после перенесенного инсульта: дизартрия, афазия и диспраксия. В некоторых случаях развиваются сразу несколько видов расстройств.

Афазия

Из последствий инсульта афазия относится к наиболее распространенному виду речевых расстройств. При развитии патологии пациент теряет способность к восприятию смысла сказанного окружающими людьми, забывает как читать и писать. При этом не происходит ухудшение когнитивных функций.

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

Афазия

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Восстановление речи после инсульта

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Первичная диагностика

— Внезапная слабость, головокружение, человек не может показать язык или язык отклоняется в сторону. Не может повторить простые предложения, ответить на простые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму? Где мы сейчас находимся? Если попросить улыбнуться, съезжает один из уголков рта, получается искривленная улыбка. Еще один критерий — если попросить поднять руки вверх, рука с пораженной части тела окажется ниже другой.

— Во-первых, история заболевания, если она имеется. Часто бывает, что ничего нет. Это в основном, люди более молодого возраста. У пожилых есть медицинская карта, соответственно, там есть данные об измерении давления. Проверяется соматическое состояние больного. Сейчас это уже обычная практика, даже приезжая по скорой, врачи обязаны сделать электрокардиограмму на месте.

В больнице будет сделан анализ крови, ультразвуковое исследование сосудов. Это может быть и дуплексная, и ультразвуковая допплерография, рентгеновское обследование, которое также делается при поступлении любого больного. В особых случаях делается спино-мозговая пункция и исследование спино-мозговой жидкости. Это делается при подозрении на воспалительную природу заболевания.

Сколько человек восстанавливается после кризиса

После инсульта важно знать, как восстановить речь. Если заняться всеми необходимыми упражнениями в первые месяцы после нарушения кровообращения, то риски осложнений будут минимальными. Больному останется лишь регулярно тренироваться и следовать инструкциям лечащего врача. Тогда он сможет добиться полного восстановления речевой функции.

Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?

Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.

В 70% случаев этот процесс является очень медленным.

Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.

Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.

Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.

Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.

Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:

  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Восстановление речи после инсульта

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?

Это практически не реально.

Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.

Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Полезное видео

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.

После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Полезные упражнения

Для эффективного восстановления речевой функции больной должен заниматься логопедическими упражнениями после инсульта в домашних условиях. Это обусловлено тем, что в 85-90% случаев люди страдают сенсорно-моторной афазией. Поэтому нужно интенсивно заниматься во время реабилитации не только со специалистом, но и делать упражнения дома.

К наиболее эффективным занятиям относятся следующие приемы:

  1. Нужно 4-5 раз провести языком по поверхности верхней и нижней губы по часовой и против часовой стрелки.
  2. Нижней губой необходимо захватить как можно больше пространства верхней губы и задержать мышцы в таком положении на 1-2 секунды. По прошествии можно расслабить мимику. Повторять упражнение требуется 5-10 раз. Аналогичное упражнение требуется повторить с верхней губой.
  3. Завернув язык вверх, нужно дотронуться им до твердого, а затем до мягкого неба. При этом рот должен быть закрыт.
  4. Голову и шею требуется вытянуть вперед. Из открытого рта нужно максимально выдвинуть язык и задержаться в таком положении на 2-3 секунды. Необходимо повторять занятие 5-10 раз.
  5. В течение дня допускается щелкать языком неограниченное количество раз. Звук должен напоминать цоканье копыт.
  6. Скрученный трубочкой язык нужно попытаться высунуть из полости рта.
  7. 5-10 раз нужно улыбнуться так, чтобы рот был закрыт, а приоткрытые губы показывали зубной ряд. Затем 4-5 раз улыбка должна быть закрытой — губы сомкнуты, зубы не видны.
  8. Требуется высунуть язык изо рта и издавать шипящие звуки, похожие на змеиное шипение.
  9. 5-10 раз необходимо сжать губы соломкой и удерживать в такой позиции около 5 секунд.
  10. Нужно сомкнуть губы. При этом между зубами должно сохраняться расстояние в 2 см. Между губами и зубами язык должен совершать круговые движения по и против часовой стрелки.
  11. Следует выполнить воздушный поцелуй. При этом губы необходимо разжимать с громким звуком.
  12. Нужно высунуть язык и стараться дотронуться им до основания носа.

Важно помнить, что упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях предназначены не для однократного выполнения. В процессе 1 процедуры требуется повторить приемы не менее 5-10 раз.

Помощь логопеда

В период реабилитации при полной или частичной потере речевой функции пациент должен проконсультироваться с логопедом. Специалист поможет определить вид расстройства и составит индивидуальный план по восстановлению, основанный на имеющихся нарушениях. При строгом соблюдении инструкций логопеда 25-30% больных с тяжелыми осложнениями начинают говорить к моменту выписки из стационарного учреждения.

Чтобы научиться говорить полноценно, важно продолжать заниматься в период реабилитации и периодически консультироваться в логопедом для корректировки реабилитационного курса. Основные позиции работы, на которые опирается специалист:

  • наблюдение за реакцией пациента на громкие звуки и шепот;
  • постепенное увеличение и усложнение упражнений;
  • на начальных стадиях терапии пациент должен понимать речь и попытаться произносить звуки, на более поздних этапах больной осваивает построение сложных разговорных конструкций — от слов к предложениям и текстам;
  • врач следит не только за правильным выговариванием слов, но и за пониманием значения слов;
  • специалист учитывает интерес пациента к выбранной тематике;
  • больной должен продолжить начатую фразу;
  • музыкальные упражнения: пациент должен подпевать по тексту любимых песен;
  • техника рисования: то, что человек не может выговорить, ему следует нарисовать.

Лекарства назначают только после уточнения диагноза и вида речевого расстройства. Необходимо помнить, что препараты не помогут вернуть речь. Медикаментозная терапия нужна для восстановления кровообращения в ишемизированной области и как метод профилактики тромбообразования:

  1. Для предупреждения тромбов используют разжижающие кровь антикоагулянтные препараты (Гепарин) и тромболитики (Аспирин).
  2. Для улучшения кровоснабжения пораженной области питательными веществами назначают ноотропные лекарства.
  3. Для предупреждения рецидива инсульта показаны нейропротекторы, антидепрессанты и витамины.

Движение и речь

— Помимо нарушения движения, самое главное, что распадается, ущемляется, нарушается при инсульте, — речь, функция, которая делает каждого из нас человеко. То есть, возникает афазия. Видов афазий несколько, и у каждого несколько степеней нарушения. На самом деле, это очень серьезный фактор, для больного, пожалуй, основной.

Полезные упражнения

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.     
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.

При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

Помощь логопеда при лечении афазии

Специальные уроки с логопедом после инсульта являются важнейшей составляющей лечения. Начать посещать специалиста нужно сразу после определения типа нарушений речи. Чем раньше больной начнет тренировать способность полноценно говорить, тем больше шансов добиться желаемого результата. Все занятия делятся на 2 этапа.

Первый этап

Восстановление речи после инсульта

Занятия на первом этапе направлены на восстановление элементарных речевых функций. Он применим как для взрослых, так и для детей. Если пациент страдает от легкой афазии, то первый этап может проходить в укороченном виде. Он подразумевает применение следующих практических занятий:

  1. Разговор логопеда с пациентом, вынуждение восприятия информации. Для этого специалист говорит на различные темы, заставляя больного понять речь.
  2. Постановка вопросов, требующих развернутого ответа. Врач задает больному особый вопрос, в котором отсутствует возможность ответа только утвердительным или отрицательным жестом.
  3. Распознавание фотографий. Пациенту показывают фото с предметами или знакомыми людьми, а он должен назвать, что именно видит.
  4. Зачитывание букв или цифр. Больному показывают числовые или буквенные ряды, где элементы расположены без какого-либо упорядочивания. Его задача заключается в зачитывании того, что он видит.
  5. Письмо и чтение. При незначительных нарушениях речи больному предлагается писать фразы или предложения, а также читать заготовленные тексты вслух.

Если занятия приносят плохой результат, то они могут проводиться повторно в более упрощенной форме.

Второй этап

На втором этапе больному предлагается более сложный комплекс заданий. Очень важно исключить излишнюю нагрузку, т.к. она может снизить результативность занятий. Поэтому логопед должен внимательно следить за состоянием пациента и давать ему время для отдыха.

Упражнения:

  1. Восстановление связи между словами и образами. Для этого пациенту дают усложненные задания, подобные упражнениям из первого этапа. Также его просят составлять рассказы на основе связанных картинок, работать над интонацией, пересказывать тексты, а также самостоятельно читать и писать небольшие сочинения или письма.
  2. Распознавание речи. Больной должен классифицировать услышанные слова по определенным признакам, выполнять инструкции, выраженные сложными предложениями, импровизировать на любую тему, стремиться к эталонной речи.
  3. Коррекция артикуляции и произношения. Проработка шаблонных фраз, попытка максимально четкого произношения фраз, развитие интонации и навыка окрашивания речи, устная реализация всех мыслей.
  4. Восстановление основных способностей. Чтение книг или писем, анализ прочитанного, проработка узнавания букв с цифрами, написание больших сочинений с постепенным повышением сложности задач.

Для полного восстановления может потребоваться проведение большого количества занятий с логопедом. Если стал заметен прогресс, то прекращать уроки со специалистом нельзя, т.к. следует добиться максимального результата, а также закрепить его, чтобы речевые навыки не начали вновь ухудшаться.

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Логопед — первый специалист, необходимый больному. Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг. Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.

ОНМК по геморрагическому и ишемическому типу

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Семантическая афазия

— Для этих больных свойственно нарушение в виде импрессивного аграмматизма — нарушается способность понимать сложные логико-грамматические конструкции. «Покажи очками стакан, а пальцем мышку». Вот отдельно каждый из предметов человек знает, а показать… Больной может даже сказать: «Доктор, я Вас подведу, я знаю, что Вы хотите, но я не знаю, как это сделать».

В русском языке очень важны эти лексико-грамматические связи. Очень много падежей — шесть, в отличие от немецкого, там четыре. И в сочетании падежа нам нужно знать еще и родовые окончания — «я вижу Петьку, я вижу кота, бегемота, я вижу дверь». И нужно выбирать эти окончания. И если человек не понимает эти окончания, он не сможет ориентироваться.

Во фразовой речи основными деталями, связывающими слова в единое целое, служат грамматические элементы слов, а именно окончания. Основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной.  Плюс понимание предлогов. Так как мы работаем с детьми, для нас это очень понятно.

Я вас отсылаю к образовательной программе по неврологии — канал NeorologyMoniki, я взяла оттуда видео. Захотите — посмотрите сами.

У больного, чей клинический случай мы будем сейчас рассматривать, следующие клинические проявления. Импрессивный аграмматизм  — трудности понимания лексико-грамматических оборотов. Симультанная агнозия — трудности объединения деталей в один сюжет. Стереогноз — это ощупывание. Апроксия. Праксис — это целенаправленное движение.

Это просто движение, например, просто ходьба. А это, например, сделай колечко. И каждый из вас сделает. Либо переключи колечко с пальчика на пальчик. Если ребенок, например, с ДЦП, или, в данном случае, пациент с афазией после инсульта, он не сможет выполнить позу, не попадает в нее. Это касается мелкой моторики.

Это касается общего праксиса. И это касается артикуляционного праксиса. Сейчас у меня занимается девочка, ей очень трудно удержать язык за верхними зубами. Ну, что тут сложного? А вот трудно. Язык хочет собраться вкомочек, иголочку и никак не распластывается. И мы «месим тесто», распластываем язычок. Вот что такое апраксия. И первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Смотрим больного.

Медикаментозные препараты при афазии

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Стволовые клетки

Лечение инсульта стволовыми клетками

При ишемическом кризисе своевременный тромболизис помогает избежать проблем с речью. Были изучены следующие лекарственные средства, использующиеся для восстановления функций, при этом они показали различную эффективность:

  • «Пирацетам» совместно с логопедическими упражнениями ускоряет процесс выздоровления;
  • «Бромокриптин» не помогает при афазии;
  • «Леводопа» – его эффективность полностью не доказана;
  • «Декстроамфетамин» – улучшает реабилитацию речи после инсульта в сочетании со специальным комплексом упражнений;
  • Холинергические медикаменты – их действие при афазии до конца не изучено;
  • «Моклобемид» – не способствует лечению при проблемах с речью;
  • «Декстран-40» – снижает эффективность комплексной терапии;
  • «Мемантин» – совместно с речевыми занятиями, индивидуальным ограничением, восстанавливает речевые функции.

Можно ли принимать тот или иной препарат зависит от индивидуальных особенностей пациента, обширности, типа кризиса. Лечение афазии осуществляется по аналогичной схеме, что и другие нарушения при инсульте. Чаще всего применяются медикаменты, направленные на восстановление проводимости нервных окончаний, стимулирование памяти, внимания.

Декстроамфетамин

Декстроамфетамин – улучшает речь после инсульта

Логопед

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии.

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

План реабилитации

00:29:38 — 00:33:42 видеофрагмент

  • Восстановление возможности определения причинно-следственных связей событий. «В комнате появилась елка, потому что скоро» — каждый знает, что нужно добавить.
  • Дифференциация предложно-падежных конструкций.
  • Решение логических и математических задач. Объяснение стойких речевых выражений. Стойкие речевые выражения — обороты, которые мы употребляем в речи. И особая статья — это пословицы, они часто трактуются сложно.
  • Установление логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте. «Маша ела каша» — я правильно сказала или нет? Больной должен сказать, что нет, потому что там другая форма падежа.

— Система мероприятий, которая направлена на преодоление дефекта. Массаж — конечно, лечебный, если есть к нему показания. Долгое лежание — всегда атрофия мышц, поэтому обязательно нужны массажи. Если больной сильно травмирован, массаж будет под вопросом.

Лечебная физкультура. В принципе, даже на ранней стадии, пока больной еще слабый, с ним делают легкие упражнения, чтобы делать легочный дренаж. Есть, например, крупный федеральный Центр патологии речи – шикарный, там закуплены приборы для лечебной физкультуры, даже космические костюмы, чтобы пациенты могли двигаться.

Логопедические занятия. Работа с речью и лечебная физкультура играют главную роль.

Привлекать других специалистов. Психологов. Психологическое состояние, как мы видим по видеофрагментам, сложное, нужен психолог.

Наряду с основной задачей реабилитации — восстановление функций – должна происходит социальная и психологическая реадаптация. Это исключение постинсультных осложнений.

Через сколько восстанавливается речь

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

Инсульт

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речи после инсульта

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Наиболее интенсивное восстановление длится в течение первого года, после чего регенерация нейронных связей замедляется, и идет адаптация к имеющимся дефектам.

Клинические проявления — примеры

— Акустические агнозии — не воспринимает на слух. Отсюда ошибки осмысления того, что предлагается на слух. Вербальные замены, парафазии. Речевая витиеватость — говорит вычурно. И логорея — то есть, лишние, ненужные совершенно в речи слова.

00:41:11 — 00:41:33  видеофрагмент

Не понимает бабушка простейшие инструкции, рот она не открыла. Руку, в общем, с трудом, при большом количестве повторов, подняла. Отмечаются выраженные ошибки осмысления. Человек долго обдумывает, что ему хотят сказать.

План реабилитации больной

  • Восстановление простейших речевых инструкций.
  • Работать над пониманием ситуативной речи — «здесь и сейчас».
  • Восстанавливать предметную отнесенность слова. Вот слово стакан, под него подписывают слово.
  • Работа по глобальному чтению — не складывать аналитико-синтетические слоги, а читать сразу слово целиком.
  • Восстанавливать возможность понимания смысловых искажений. То есть, объяснять искажение больному.

Другая больная, другая степень нарушения, чуть легче.

Восстановление речи после инсульта

00:42:35 — 00:43:11 видеофрагмент

Критичность сохраняется. Она понимает, что у нее не получается, как и многие больные, и сильно переживает.  Поэтому снимать на камеру таких больных очень трудно. «Вы нас снимаете, я не могу». Возвращаясь к фрагменту — здесь ошибки осмысления, наблюдается поиск слова и очень ярко продемонстрировано нарушение фонематического восприятия. То есть, непопадание вообще в слова, которые давал инструктор.

С больной нужно восстанавливать фонематическое восприятие (дифференцировать слова с оппозиционными фонемами). То, о чем я говорила — «бочка-почка», «миска-мишка». По всем бинарным оппозициям. По глухости и звонкости. Твердости — мягкости. Шипящие — свистящие. И сонора. Восстанавливать возможность аналитического чтения. То есть начинаем с глобального чтения и переходим к аналитико-синтетическому, слогами.

Работать над пониманием семантики слова. То есть, воспринимать омофоны, омографы, омонимы, синонимы, антонимы. Это очень сложная работа – вы в положении иностранца, который учит наш сложно устроенный язык. Мне рассказывали однажды, как иностранцы пытались написать записку консержке в отеле, что нужно выбросить мусор: «Опустите отходы в недра земли». Только представьте себе, как это все непросто.

Динамическая афазия

— Тоже лобное нарушение, невозможность войти в речь. Одно из самых сложных нарушений — речевой дефект, который проявляется, главным образом, в спонтанности. То есть, человек не может вообще начать речь, не может заговорить.

Существуют два вида афазии. Первый — нарушено речевое программирование, поэтому такие больные пользуются штампами. В принципе, изначально их и учат штампами говорить, как и детей.

Второй вариант — нарушение функций грамматического структурирования в речи больных данной группы, выраженный экспрессивный аграмматизм. Так называемый «телеграфный стиль». То есть, они могут говорить, но согласовывать слова не умеют.

Посмотрите, как трудно входит в речь больная.

01:14:02 — 01:17:02 видеофрагмент.

У больной средняя степень нарушения. Но спонтанная речь все равно отсутствует. Фразовая речь заменена номинациями. Глагольная слабость — никак не могла подобрать глагол. Переносный смысл не доступен — так и не смогла объяснить, что такое «водить за нос».

Задача — преодолеть внутреннее речевое программирование:

  • Создание программ высказывания с помощью внешних опор.
  • Повышение речевой инициативы.
  • Обучение планированию.

Что нужно делать, когда диагноз поставлен

  • Медикаментозное лечение. Больной строго следует тому, что назначает врач. Чаще всего в остром периоде больной попадает на две недели в больницу — там могут сделать исследование и нормализовать первое состояние.
  • Следующее — тромболическое лечение. Этот метод направлен на растворение тромба, который закупорил сосуд. Но, опять же, применять этот метод можно только в течение трех часов с начала развития признаков заболевания, чтобы избежать риска дальнейшего кровоизлияния. Вообще, одна из особенностей течения этой болезни — травмирование может быть многократным, поэтому уход должен быть тщательным. Например, если больной лежачий, нельзя чтобы скапливалась мокрота в горле, — нужны слюноотсосы. Давая питье, надо приподнимать пациента, чтобы в трахею не попадала влага — может развиться пневмония. Все это усугубляет состояние больного. И повторные инсульты, к сожалению, не редки.
  • Хирургическое лечение — оперативное лечение может быть выполнено у больных с инсультом мозжечка, например. При кровоизлиянии можно удалить гематому. А при инфаркте мозжечка — дренирование желудочковой системы мозга и, в ряде случаев, удаление некронизированного вещества.

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Дарья Дмитриевна Елисеева
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Татьяна Александровна Косова
Заведующий отделением восстановительной медицины – врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Елена Геннадьевна Петрова
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Максим Владимирович Чулков
Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы
Сергей Олегович Молчанов
Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Уход за больным с инсультом

— Помимо медикаментозного лечения, помимо ухода, который дает больница, большое значение для восстановления нарушенных функций имеет правильно организованный уход за больным, позволяющий нам предотвратить многие опасные осложнения.

  • Постельный режим.
  • Проветривание.
  • Сведение к минимуму риска воспаления легких, пневмонии.
  • Водный баланс. Сам больной не может следить — поить понемногу приподнимать.
  • Тщательный осмотр. Обязательно осматривать ноги, вены — они также могут привести к травмированию легочной артерии, тромбам.

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Прогноз

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Восстановление речи после инсульта

К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие — всего 20% от пострадавших.

Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный — современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.

Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов — человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.

— Прогноз жизни и восстановления нарушенных функций зависит от очень многих факторов. Важнейший для них — возраст больного.  Дальше — наличие заболеваний сердца. То есть, мерцательная аритмия, сердечная недостаточность. Лечение должно учитывать эти состояния.

Тяжесть поражения, глубина поражения. Вспоминайте лампочки, про которые я рассказывала. Насколько мощно и обширно захвачены функции, насколько большая локализация поражения.

Наличие сахарного диабета — тоже осложняет прогноз. Ну, и другие сопутствующие заболевания, которые человек приобрел в течение жизни.

В целом в течение одного месяца после инсульта умирает 35% больных. Процент большой. Более половины больных кровоизлиянием — это в основном после инсульта. И до 20% больных — с инфарктом. В течение года после инсульта смертность достигает 50%. Риск повторного инсульта составляет 20%.

Вместе с тем, многие из больных, перенесших инсульт, возвращаются к повседневной жизни. И многое будет зависеть от их настойчивости, от того, кто с ними рядом находится. К концу первого года жизни после инсульта около 60% этих больных не нуждаются в посторонней помощи. Если уж они выжили, адаптировались, вполне себе живут.

Восстановление речи после инсульта

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Приступ ишемии вызывает прекращение доступа крови к церебральным структурам, в результате чего погибают клетки мозга. После распространения очага на речевые центры нарушается дикция или человек полностью перестает говорить. Паралич мышц лица также приводит к нарушению воспроизведения речи. Тип афазии зависит от локализации нарушений:

  • тотальная – полная потеря понимания речи и ее произношения, спутанное сознание, амнезия;
  • сенсорная – характерна при поражении зоны Вернике, частично сохраняется способность к разговору, непонимание смысла слов;
  • моторная – характеризуется нарушением воспроизведения звуков и слов, их заменой из-за невозможности найти нужный артикуляционный уклад;
  • амнестическая − при этой форме пострадавшие не могут вспомнить названия предметов;
  • семантическому типу свойственно непонимание людьми длинных и сложных фраз.

План лечения составляется в соответствии с видом афазии. К примеру, последствия моторной формы устранить легче, сенсорномоторная требует более сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Коррекционное лечение нарушения речи после ишемии начинают с первого дня, при мозговом кровоизлиянии − на 5-7 сутки. Своевременно начатая терапия увеличивает шансы больного на возвращение качества жизни. В раннем реабилитационном периоде проводят медикаментозное лечение, массаж, логопедические занятия. Программа восстановления начинается в условиях стационара и продолжается на дому.

Оцените статью
Информационный портал
Adblock detector